Здоровье всей семьи

Мозг или бактерии: кто нами управляет?

Почему не все могут похудеть, бросить курить или начать свое дело? Для одних успех — стиль жизни, для других — недостижимая мечта и предмет зависти. Откуда берутся уверенные, активные, оптимистичные люди? Как оказаться в их числе? И какую роль в этом играет еда? Сенсационное открытие ученых из Оксфорда может навсегда перевернуть наше понимание организма человека и его личности.

Думаете, мозг — самый влиятельный орган в нашем организме? Безусловно. Но у него, как и у любого правителя, есть советники, министры и союзники, в нужный момент дергающие за ниточки. И в этой игре больше всех козырей у кишечника: внутри него обитает около триллиона бактерий 500 видов и общим весом в 1 кг. Их больше, чем звезд в галактике, и у каждого есть право голоса.

Ученые из Оксфорда Джон Бьененсток, Вольфганг Кунз и Пол Форсайт исследовали микробиоту человека (совокупность микроорганизмов кишечника) и сделали феноменальный вывод: бактерии, живущие внутри кишечника, имеют такое влияние, о котором мы и подозревать не могли.

Наверняка вы не раз слышали об эмоциональном интеллекте. Краеугольный камень тренингов по самосовершенствованию, эмоциональный интеллект — это способность человека правильно понимать собственные и чужие эмоции и, как следствие, управлять ими. Так вот, его уровень полностью зависит от состава микробиоты! Бактерии кишечника напрямую действуют на нервную систему, они способны менять поведение человека и даже внушать желания, программируя на удовлетворение потребностей микроскопических жильцов. Симбиоз человека с бактериями может выйти боком: агрессивная микробиота делает человека заторможенным, замкнутым, депрессивным, а значит, неуспешным и несчастным. Однако показать, кто в организме хозяин, и заставить бактерии работать на себя не так уж сложно.

20 июня 2016 года доктор медицинских наук, профессор Андрей Петрович Продеус и психолог Виктория Шиманская обсудили новейшие исследования связей эмоционального интеллекта с кишечной микробиотой во время ток-шоу «Очаровательный кишечник» в рамках научного кафе.

Необычное название организаторы позаимствовали у медика и биолога Джулии Эндерс, выпустившей в 2014 году одноименную книгу, посвященную влиянию кишечника и его жителей на нашу жизнь.
Вместе со зрителями эксперты мероприятия выяснили: здоровый кишечник повышает эмоциональный интеллект и качество жизни человека, а залог здорового кишечника — в функциональном питании. «Ты то, что ты ешь» — теперь это научный факт. Состав микробиоты у каждого человека индивидуален и зависит от рациона. Продукты питания активизируют различные виды кишечных бактерий. И если одни вызывают стрессы и тревоги, то другие — ускоряют реакцию, улучшают внимание и память, помогают управлять эмоциями. Как сообщил эксперт научного кафе, профессор Андрей Петрович Продеус, «от образа жизни, питания, генотипа зависит микробиота, но и микробиота влияет на развитие и функционирование человека, его органов и систем».

Самыми «позитивными» ученые назвали молочные продукты. Лучшие друзья человека — йогурт и другие продукты с пробиотиками. Именно они поддерживают здоровый баланс микробиоты и положительно влияют на работу кишечника и состояние эмоционального интеллекта. «Хорошо развитый эмоциональный интеллект дает человеку мотивацию, помогает реализовываться, поднимает самооценку. Просто поразительно, как сильно в этом смысле мы зависим от того, что едим! Счастье и успех становятся физиологическими показателями организма, и, соответственно, стать счастливее и успешнее возможно благодаря выбору функционального питания и регулярному употреблению пробиотиков.